Регионы РФ
  1. Центры стандартизации и метрологии ФБУ ЦСМ
  2. Пресс-центр
  3. Новости
  4. Новости отрасли
  5. Важные новости Росстандарта в еженедельном дайджесте
Ноябрь 25, 2024 Просмотров: 492

1. 

МОСКВА, 26 ноября 2024 года – Правительство Российской Федерации продолжает создавать условия для повышения доступности, качества и безопасности товаров для детей, разрабатывать необходимые меры стимулирования спроса на эту продукцию, внедрять инструменты для противодействия незаконному обороту промышленной продукции в индустрии детских товаров. Эти направления работы включены в новый план мероприятий («дорожную карту») по развитию индустрии детских товаров на 2025–2030 годы, утверждённый Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2024 года №3328-р).

По словам Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина «Важной частью работы по поддержке семей с детьми является развитие индустрии детских товаров. То есть выпуск более качественных, безопасных товаров, причём произведённых именно в нашей стране и в соответствии с принятыми в России стандартами. Будь то игрушки, спортивный инвентарь, одежда, изделия для ухода за малышами, книги и многое другое».

Документ обеспечит достижение доли российских товаров для детей на внутреннем рынке в 50% к 2030 году, а объем производства непродовольственных товаров к этому сроку превысит 982 млрд рублей.

План содержит 28 мероприятий, сгруппированных по четырём разделам. Первый посвящён развитию системы классификации и статистического учёта производства и обращения товаров для детей. Второй раздел нацелен на стимулирование спроса и повышение доступности детских товаров. В числе мероприятий этого раздела, в частности, подготовка предложений по дальнейшей реализации мер господдержки в рамках региональных программ развития промышленности для создания благоприятных условий развития индустрии, разработка преференциальных режимов для отечественных производителей таких товаров на маркетплейсах, применение кластерного подхода к развитию индустрии детских товаров. Третий раздел содержит мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и качества товаров для детей. В рамках этого направления планируется в том числе продолжить работу по формированию и утверждению национальных стандартов, устанавливающих требования к товарам и услугам для детей, включая детское питание, подготовить предложения по распространению маркировки на детские товары. Четвёртый раздел посвящён вопросам мониторинга реализации мероприятий плана.

Росстандарт является исполнителем целого ряда мероприятий – среди них и внесение изменений в общероссийские классификаторы, и разработка новых передовых стандартов, и расширение практики их применения в сфере закупок товаров для детей государственными и муниципальными учреждениями. Отечественные стандарты в области товаров для детей разрабатываются в соответствии с утверждённой в 2024 году Минпромторгом, Минобразования, Минсельхозом и Росстандартом на полях Международной выставки-форума «Россия» в рамках торжественной церемонии награждения национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» Перспективной Программой стандартизации в области товаров и услуг для детей, которой предусмотрены работы по 274 стандартам (245 на товары, 29 на услуги).

«Наличие современных ГОСТов формирует общие и согласованные требования к безопасности, к качеству товаров и услуг для детей, а, следовательно, и влечёт за собой рост повышение конкурентоспособности для отечественных предприятий, занятых в отрасли. Только в этом году принято порядка 30 ГОСТов по разным направлениям: игрушки, одежда, в школьные принадлежности, учебное оборудование, а всего в рамках исполнения Программы предстоит обновить или разработать более 270 ГОСТов. Особенно важно, что «дорожная карта» утверждена Правительством РФ в Год семьи и Десятилетия Детства», – отметил руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев.

Президент АИДТ, член совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Антонина Цицулина отметила, что обновленный план мероприятий основан на системном подходе выстраивания кластерных кооперационных цепочек.

«Для нашего профессионального сообщества это не только огромная честь, но и большая ответственность быть соисполнителями плана по развитию индустрии детских товаров. Совместно с участниками ассоциации, представителями отрасли мы обеспечиваем диалог, баланс интересов и общее видение о том, как будет развиваться наша индустрия. Особенно хотела отметить те направления плана, которые связаны с диверсификацией отраслей — такой как индустрия анимационного кино, социальными проектами государственной политики в сфере детства и такими новыми рынками, как маркетплейс», — прокомментировала Антонина Цицулина.


2. 

МОСКВА, 21 ноября 2024 г. – В Минпромторге России состоялось очередное заседание подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, прошедшее в обновлённом составе.

Участие в заседании приняли представители Минпромторга России, Минсельхоза России, Минтранса России, Минэкономразвития России, Минтруда России, МЧС России, Роспотребнадзора, Росстандарта и других ведомство, а также общественных организаций.

В рамках заседания были одобрены изменения в ряд технических регламентов: «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники», «О безопасности упаковки», «О безопасности пищевой продукции», «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», «О безопасности средств индивидуальной защиты», «О безопасности алкогольной продукции», «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения», «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». В дальнейшем предлагаемые изменения будут представлены в Евразийскую экономическую комиссию.

Также участники заседания обсудили процесс разработки технических регламентов и изменений в них, был одобрен новый перечень Федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку проектов техрегламентов Евразийского экономического союза, а также проектов изменений в них. Кроме того, на подкомиссии было принято решение о переходе на цифровой формат осуществления разработки проектов технических регламентов Союза и изменений в них через платформу ГИСП с 1 января 2025 года.

Напомним, что ранее на заседании Совета руководителей национальных органов по стандартизации государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) были обсуждены конкретные меры оптимизации и ускорения работ в сфере евразийской системы технического регулирования. «Принятый в прошлом году в рамках председательства Российской Федерации в Совете Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза и перечней стандартов к нимсодержит конкретные критерии оценки и процедуры, обеспечивающие обратную связь от всех участников евразийской системы технического регулирования, что позволит ей оперативно отвечать текущим вызовам», – отметил руководитель Росстандарта Антон Шалаев.


3.  

МОСКВА, 20 ноября 2024 г. – Приказом Росстандарта утвержден новый предварительный национальный стандарт ПНСТ 976-2024 «Информационные технологии. Интернет вещей. Протокол передачи данных для информационного обмена между компонентами системы комплексного учёта энергоресурсов МИРТ». Это уже третья отечественная технология интернета вещей, закреплённая в документах национальной системы стандартизации.

МИРТ – это отечественный протокол передачи данных транспортного уровня, который может передавать данные для любых прикладных протоколов в проводных и беспроводных каналах связи. Простота реализации протокола позволяет интегрировать его в любое устройство с минимальной вычислительной мощностью, а сам ПНСТ имеет широкие возможности применения - он может работать с интеллектуальными приборами учёта, с любыми видами коммуникационного оборудования, различными датчиками и сенсорами в системах Умного дома и другими устройствами Интернета вещей.

«Утверждение нового стандарта будет способствовать нашей работе по внедрению не просто "умных" счетчиков, а "умных" систем коммерческого учета, которые будут давать оценку необходимости проводить поверку не жестко по истечению срока межповерочного интервала, а с учетом показаний смежных счетчиков и каналов в "умной системе", тем самым позволяя оперативно решать задачи контроля потребления ресурсов, определения возможных утечек или попыток хищений, а также снизить риски наступления негативных последствий, связанных с недостоверными результатами измерений, как для поставщиков, так и для потребителей», – сообщил руководитель Росстандарта Антон Шалаев.

Новый предварительный национальный стандарт открывает широкие перспективы для унификации обмена во всех системах учёта коммунальный ресурсов: воды, газа и тепла.

«Мы стараемся систематически поддерживать перспективные наработки отечественных разработчиков и производителей инструментами стандартизации, особенно в части обеспечения бесшовного взаимодействия устройств и оборудования. Формирование и институционализация единых форматов обмена данными – абсолютно приоритетна, без этого не состоится ни внедрение цифровых решений в массовые сферы применения, ни их дальнейшего масштабирования. Особенный акцент делается на отечественных решениях и возможностях кооперации отечественных игроков», – отметил заместитель директора АНО «Платформа НТИ», председатель технического комитета «Кибер-физические системы» Никита Уткин.

По данным ФГИС «Аршин» Росстандарта за 2023 год более 5 млн интеллектуальных счётчиков электроэнергии прошли первичную поверку. За тот же период проведена поверка более 13,2 млн простых приборов учёта воды, 2,4 млн бытовых счётчиков газа и 790 тысяч индивидуальных счётчиков тепла. В среднесрочной перспективе вместо обычных аналоговых приборов учета будут внедряться интеллектуальные приборы учета. Это значит, что все эти приборы получат востребованный «умный» функционал и возникнет необходимость в использовании стандартизированных открытых протоколов для создания эффективных и недорогих сетей передачи данных.

«На данный момент протокол МИРТ успешно используется более чем в 3 миллионах приборов учёта электроэнергии в России и странах СНГ. Мы планируем апробировать данный стандарт на различных инфраструктурных объектах с учётом современных реалий и запросов рынка, включая перспективные направления «Умное ЖКХ» и «Умный МКД», а также иных смежных областях применения Интернета вещей. Мы считаем, что это крайне перспективный проект, который внесёт значительный вклад в достижение технологического суверенитета России в сфере практического применения цифровых технологий. И мы убеждены в необходимости его дальнейшего развития», – отметил директор по продуктам группы компаний «МИРТЕК» Александр Пронский.

Стандарт разработан в рамках технического комитета по стандартизации №194 «Кибер-физические системы» совместно со специалистами группы компаний «МИРТЕК», его апробация будет проводится в период с 1 декабря 2024 года до 1 декабря 2027 года.

Напомним, Росстандартом ранее утвержден предварительный национальный стандарт ПНСТ 896 2023 «Интеллектуальные приборы учета электрической энергии. Общие технические требования», устанавливающий общие технические требования к функциям приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), и содержит общие требования по составу, функциям, безопасности, защищенности данных приборов учета.


4.

МОСКВА, 18 ноября 2024 г. – Научно-практический семинар «Развитие систем искусственного интеллекта в странах СНГ» был организован подведомственной Росстандарту Академией стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС) и Всероссийским институтом научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ РАН) при поддержке Исполкома СНГ. Семинар стал первым мероприятием, проведённым одновременно двумя базовыми организациями государств-участников СНГ – по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению кадров в области стандартизации, метрологии, управления качеством и оценки соответствия (АСМС) и по обмену научно-технической информацией (ВИНИТИ РАН).

Более 70 участников из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана ознакомились с российским опытом регулирования применения технологий искусственного интеллекта – в том числе, за счёт разработки стандартов. Выступивший в роли модератора председатель технического комитета по стандартизации «Искусственный интеллект», и.о. директора ВИНИТИ РАН Сергей Гарбук представил информацию об особенностях стандартизации и оценки соответствия в области искусственного интеллекта.

Напомним, что в последние годы наша страна вошла в число мировых лидеров по стандартизации применения технологий искусственного интеллекта – фонд из более чем 120 ГОСТов создан фактически «с нуля» буквально за пять лет.

Начальник отдела научно-технического сотрудничества и инноваций департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Тимур Мансуров в своем выступлении отметил особую актуальность тематики семинара с учетом принятого на заседании Совета глав государств 8 октября 2024 года Заявления глав государств – участников СНГ о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения, подчеркнув важность развития и совершенствования международной договорно-правовой базы и выработки справедливых стандартов и требований в области искусственного интеллекта. Доцент кафедры АСМС Олег Мерецков выступил с докладом «Искусственный интеллект в корпоративном обучении как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий».

Напомним, в недавнем интервью порталу МетрологияPRO руководитель Росстандарта Антон Шалаев отметил, что «стандарты искусственного интеллекта необходимы как минимум для повышения качества и конкурентоспособности разрабатываемых технологий ИИ и как максимум для устранения принципиального нормативно-технического барьера недостаточного доверия к ИИ».